Многие российские граждане имеют счета (вклады) в иностранных банках или же всерьез задумываются об открытии таких счетов (вкладов). Это, как правило, обусловлено следующими причинами:
стремление перевести свои активы в иностранные юрисдикции для их более надежного и (или) выгодного сохранения и использования;
стремление вывести свои активы из «поля зрения» недоброжелателей в России, а, возможно, и российских контролирующих или правоохранительных органов;
проживание и деятельность гражданина России за границей, что предопределяет необходимость совершения тех или иных финансовых операций с использованием счета (вклада).
Побудившие причины и достигаемые цели, безусловно, влияют на характер и содержание операций по счету (вкладу) российского гражданина в иностранном банке (количественно могут преобладать те или иные доходные либо расходные операции по счету).
Но нужно учитывать, что наличие счета (вклада) в иностранном банке может быть сопряжено с целым рядом обязанностей, запретов и ограничений, которые предусмотрены в Законе № 173-ФЗ под угрозой весьма строгой ответственности.
Рассмотрим в настоящей статье такие обязанности, запреты и ограничения, применительно именно к российским гражданам без статуса индивидуального предпринимателя (других субъектов охватывать не будем) и их счетам (вкладам) в иностранных банках.
Под иностранными банками мы далее будем понимать банки, расположенные за пределами территории Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.
1. Разберемся в терминологии (что Закон № 173-ФЗ понимает под счетами и вкладами в иностранных банках?)
Закон № 173-ФЗ, предусматривая весьма серьезные обязанности, запреты и ограничения в связи с наличием у резидентов счетов и вкладов в иностранных банках, сами понятия «счет» и «вклад» для этих целей не определяет. В то же время ч. 2 ст. 1 Закона № 173-ФЗ устанавливает, что используемые в Законе № 173-ФЗ институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное отдельно не предусмотрено Законом № 173-ФЗ.
Общее представление о банковском счете и банковском вкладе, применительно к российской правовой системе, можно получить исходя из анализа гл. 45 ГК РФ «Банковский счет», гл. 44 ГК РФ «Банковский вклад» и Инструкции Банка России № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Но российские граждане могут открыть в иностранных банках не только счета (вклады), аналогичные по своей сути счетам (вкладам) в российских банках, но и, например, брокерские (торгово-брокерские) счета. Их специфика состоит в том, что такие брокерские (торгово-брокерские) счета фактически представляют собой инвестиционные/лицевые счета на торговых площадках (биржах), на которых через торговые платформы осуществляется торговля не только валютой, но и акциями, контрактами на разницу, фьючерсами, опционами, другими деривативами и финансовыми инструментами.
Тем не менее, российская правоприменительная и праворазъяснительная практика в полной мере распространяет на брокерские (торгово-брокерские) счета в иностранных банках действие Закона № 173-ФЗ (в т.ч. предусмотренные Законом № 173-ФЗ обязанности, запреты и ограничения). Такая позиция закреплена, например, в Письме ФНС России от 12.10.2016 № ОА-3-17/4712@, Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 № 13АП-452/2016 по делу № А26-9426/2015, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 № 09АП-53001/2016 по делу № А40-145807/16.
Таким образом, фактически любой счет или вклад в иностранном банке влечет для российского гражданина необходимость соблюдения обязанностей, запретов и ограничений, предусмотренных Законом № 173-ФЗ1.
2. Резиденты и нерезиденты, валютные операции между ними
В настоящей статье мы рассматриваем обозначенные вопросы применительно именно к гражданам России.
Для целей Закона № 173-ФЗ все граждане России признаются резидентами (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ). При этом не имеет значения, проживает ли гражданин России на территории России и посещает ли он в принципе Россию, – все равно он будет считаться резидентом для целей Закона № 173-ФЗ. Хотя в отношении граждан России, преимущественно проживающих за ее пределами, Закон № 173-ФЗ предусматривает некоторые послабления (об этом мы расскажем далее – в разделе 5 настоящей статьи).
Далее, если отдельно не предусматриваем иное, мы будем говорить именно о резидентах для целей Закона № 173-ФЗ.
Резидентами в понимании Закона № 173-ФЗ являются также, например, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации юридические лица (за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»), их филиалы, представительства и иные подразделения (пп. «в», «г» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
А нерезидентами для целей Закона № 173-ФЗ признаются, например, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство в России (пп. «б» п. 6, пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ), а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения (пп. «б», «е» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
Для чего мы так подробно останавливаемся на определении резидентов и нерезидентов для целей Закона № 173-ФЗ?
Дело в том, что предусмотренные Законом № 173-ФЗ обязанности, запреты и ограничения зависят как раз от резидентства участников правоотношений.
Например, валютные операции между резидентами и нерезидентами по общему правилу осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона № 173-ФЗ), а валютные операции между резидентами, напротив, по общему правилу запрещены, если только не относятся к числу оговоренных исключений (ст. 9 Закона № 173-ФЗ).
Определение валютных операций приводится в п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ. Например, валютными операциями признаются:
приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента иностранной валюты, а также использование иностранной валюты между резидентами в качестве средства платежа (п. 2, п. 5, пп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ);
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента иностранной валюты или российских рублей, а также использование между ними иностранной валюты или российских рублей в качестве средства платежа (п. 1, п. 2, п. 5, пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ);
и др.
Если, например, два гражданина России проживают на территории России и, предположим, один из них что-то продает другому, то расчет между ними в наличной иностранной валюте, равно как и расчет в иностранной валюте между их счетами в иностранных банках, однозначно будет являться незаконной валютной операцией (поскольку ни под одно из оговоренных в ст. 9 Закона № 173-ФЗ исключений такая операция не подпадает). И даже если эти два гражданина России рассчитываются между собой указанными способами при их кратковременном нахождении за пределами РФ, то это тоже будет являться незаконной валютной операцией. Такие незаконные валютные операции могут повлечь весьма серьезную ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до полной суммы операции.
Мы привели только два примера незаконных валютных операций между гражданами России. В действительности таких примеров огромное множество.
Здесь главное помнить принцип: валютные операции между резидентами по общему правилу запрещены под угрозой строгой ответственности согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в виде штрафа в размере до полной суммы операции). Исключения из этого общего правила есть, но их не так уж много (ст. 9 Закона № 173-ФЗ).
К числу исключений – разрешенных валютных операций между гражданами России – относится, например, дарение иностранной валюты супругу и близким родственникам (независимо от того, осуществляется ли такое дарение в наличной или безналичной форме – п. 5 ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ), либо, например, перевод гражданином России иностранной валюты со счета в российском банке в пользу супруга или близкого родственника на их счета, открытые в российских или иностранных банках (п. 17 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).
Выше мы уже упомянули, что валютные операции между резидентами и нерезидентами по общему правилу осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона № 173-ФЗ). Но на самом деле и здесь не все так просто. Так, по общему правилу резиденты (к числу которых, напомним, относятся все граждане России) должны осуществлять расчеты при осуществлении валютных операций только через счета в российских банках (применительно к гражданам России – см. ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). И из этого общего правила тоже есть много исключений (см., например, ч. 5-5.2 ст. 12, ч. 3, 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). Но об этом общем правиле и исключениях из него нужно помнить и обязательно сверяться с ними. В противном случае грозит все та же строгая ответственность согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в виде штрафа в размере до полной суммы операции).
3. Уведомление о счете в иностранном банке и отчетность по такому счету
Граждане России, как и другие резиденты, по общему правилу обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в иностранных банках в срок не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов в иностранных банках (ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Формы соответствующих уведомлений и способы их представления утверждены Приказом ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-14/272@.
Уведомление в налоговый орган можно представить лично или через представителя, направить по почте заказным письмом, либо передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 Приказа ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-14/272@).
За нарушение срока представления уведомления, равно как и за представление уведомления не по установленной форме, на гражданина может быть наложен административный штраф в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). Если гражданин вообще не представит уведомление, то возможный административный штраф составит от 4 000 руб. до 5 000 руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).
В некоторых случаях граждане России освобождаются от исполнения рассматриваемой обязанности:
1. Граждане России не обязаны представлять уведомления об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в иностранных банках, если их срок пребывания за пределами территории России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). К этой категории граждан России мы еще вернемся в разделе 5 настоящей статьи.
2. Не обязаны представлять указанные уведомления физические лица – резиденты (в т.ч. граждане России), которые в связи с введенными в отношении них иностранными государствами, объединениями, союзами, учреждениями мерами ограничительного характера признаны ФНС России в качестве лиц, не являющихся налоговыми резидентами России (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, абз. 1 п. 4 ст. 207 НК РФ).
Но помимо уведомления об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках предусмотрена и иная обязанность – представление отчетов.
Граждане России по общему правилу обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по своим счетам в иностранных банках (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Порядок представления таких отчетов установлен Постановлением Правительства РФ № 1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации».
По общему правилу отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, одним из следующих способов (п.п. 2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1365):
в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
на бумажном носителе непосредственно физическим лицом – резидентом либо представителем физического лица – резидента;
заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В последних двух случаях (при представлении на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте) отчет необходимо представлять в двух экземплярах.
В случае закрытия счета в иностранном банке в отчетном году отчет необходимо представить не позднее одного месяца со дня закрытия счета, одновременно с уведомлением о закрытии счета (п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1365, ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
Срок представления отчетов за 2019 год продлен до 01.12.2020 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).
Если срок пребывания гражданина за пределами территории России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, он вправе не представлять вышеуказанный отчет (ч. 7, 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Об этой категории граждан России мы отдельно поговорим в разделе 5 настоящей статьи.
Кроме того, начиная с отчетного 2020 года граждане не должны представлять отчет в случае, если иностранный банк расположен на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что:
а) общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (списанных с указанного счета) за отчетный год, не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб.2;
либо
б) остаток денежных средств на указанном счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., – если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет не осуществлялось.
Для указанных целей пересчет иностранной валюты в рубли производится по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
Также не обязаны представлять отчеты по счетам в иностранном банке физические лица – резиденты (в т.ч. граждане России), которые в связи с введенными в отношении них иностранными государствами, объединениями, союзами, учреждениями мерами ограничительного характера признаны ФНС России в качестве лиц, не являющихся налоговыми резидентами России (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, абз. 1 п. 4 ст. 207 НК РФ).
За несоблюдение гражданами порядка представления отчетов о движении средств по счетам в иностранных банках предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ). За повторное несоблюдение гражданами порядка представления отчета предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 000 руб. (ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ). За нарушение гражданами срока представления отчетов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 300 руб. до 3 000 руб. – в зависимости от длительности просрочки (ч. 6.1 - 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).
4. Разрешенные и запрещенные операции по счету российского гражданина в иностранном банке
Рассмотрим отдельно доходные и расходные операции по счету российского гражданина в иностранном банке.
Доходные операции.
Разрешенные доходные операции по счету российского гражданина в иностранном банке исчерпывающим образом перечислены в ст. 12 Закона № 173-ФЗ.
Например, гражданин может перечислить средства в иностранной валюте и (или) в российских рублях на свой счет в иностранном банке со своего счета в российском банке либо с другого своего счета в иностранном банке (ч. 4 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), или же внести наличные денежные средства на свой счет в иностранном банке (ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
Логично, что к числу разрешенных доходных операций отнесено и зачисление сумм процентов на остаток средств на счете (ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
Также, например, физическое лицо – резидент может перечислить иностранную валюту из Российской Федерации (со счета в российском банке) на счет в иностранном банке другого физического лица – резидента (в т.ч. гражданина России), но только в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один российский банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату списания денежных средств (ч. 5 ст. 12, п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).
А если физические лица – резиденты (в т.ч. граждане России) являются супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), то одно лицо может перевести иностранную валюту со своего счета в российском банке на счет другого лица в любом банке (в т.ч. в иностранном) без ограничения суммы перевода (ч. 5 ст. 12, п. 17 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).
На счет гражданина в иностранном банке могут быть зачислены суммы (выплаты) за выполнение гражданином трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, при этом как от иностранных работодателей (нерезидентов), так и от российских юридических лиц (ч. 5 ст. 12, п. 26 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).
Статья 12 Закона № 173-ФЗ предусматривает много иных разрешенных доходных операций по счету в иностранном банке. В частности, большая группа разрешенных доходных операций предусмотрена для случаев, если гражданин имеет счет в иностранном банке, расположенном на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (об этом мы поговорим в разделе 6 настоящей статьи).
Доходные операции по счету российского гражданина в иностранном банке, не указанные в ст. 12 Закона № 173-ФЗ в числе разрешенных, являются запрещенными и могут повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до полной суммы операции.
Расходные операции.
Согласно ч. 6 ст. 12, ч. 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ физические лица – резиденты (в т.ч. граждане России) вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом № 173-ФЗ на счета в иностранных банках, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами.
5. Если гражданин России длительно проживает (пребывает) за пределами территории России
Закон № 173-ФЗ предусматривает целый ряд послаблений для граждан, находящихся за пределами территории России в течение календарного года в совокупности более 183 дней (далее их будем также условно называть «длительно находящимися за пределами территории России»). При этом Закон № 173-ФЗ не конкретизирует, на каком правовом основании гражданин находится за пределами России (т.е., если толковать буквально, – учитывается любое пребывание за пределами России).
Итак, послабления следующие (в сравнении с ранее рассмотренными обязанностями, запретами и ограничениями):
1. Граждане, находящиеся за пределами территории России в течение календарного года в совокупности более 183 дней, могут совершать между собой за пределами территории России валютные операции (в т.ч. в иностранной валюте), включая совершение доходных и расходных операций по их счетам в иностранных банках (п. 25 ч. 1 ст. 9, ч. 5, 6 ст. 12, ч. 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).
2. Такие длительно находящиеся за пределами территории России граждане могут совершать валютные операции (в т.ч. в иностранной валюте) с российскими государственными образовательными организациями высшего образования и их филиалами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, по договорам об образовании, включая совершение доходных и расходных операций по счетам в иностранных банках (п. 25 ч. 1 ст. 9, ч. 5, 6 ст. 12, ч. 2, 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).
3. Если граждане находятся за пределами территории России в течение календарного года в совокупности более 183 дней и при этом осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, то они вправе получать на свои счета в иностранных банках иностранную валюту от других физических лиц – резидентов (в т.ч. граждан России) с их счетов в российских банках в оплату переданных им товаров, выполненных для них работ, оказанных им услуг, переданных им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (п. 31 ч. 1 ст. 9, ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
4. Длительно находящиеся за пределами территории России граждане вправе не уведомлять об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Но если их срок пребывания за пределами территории России в очередном истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, они обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
5. Граждане, длительно находящиеся за пределами территории России, вправе не представлять отчеты по своим счетам в иностранных банках (ч. 7, 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Если же их срок пребывания за пределами территории России в очередном истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, они обязаны представить налоговым органам по месту своего учета отчеты по счетам в иностранных банках в общеустановленном порядке, в стандартные сроки (их мы рассмотрели в разделе 3 настоящей статьи).
Вышеуказанные послабления для граждан, длительно находящихся за пределами территории России, на наш взгляд, оставляют большой вопрос, который в Законе № 173-ФЗ не урегулирован: как быть гражданам, которые в течение текущего календарного года еще не набрали более 183 дней пребывания за пределами России, но предполагают их набрать?
Например, гражданин может с самого начала очередного календарного года находиться за пределами России, но, естественно, в мае и даже в июне он еще не превысит указанный 183-дневный порог. Вправе ли он в данном случае «авансом» пользоваться вышеуказанными послаблениями или должен обязательно дожидаться превышения указанного 183-дневного порога? И как быть, если гражданин предполагал пребывать за пределами России более 183 дней в течение календарного года, но по итогам года так и не выполнил это условие.
Конкретных ответов на эти вопросы в Законе № 173-ФЗ нет. А вопросы серьезные – от ответа на них зависит квалификация тех или иных действий в качестве административных правонарушений по ст. 15.25 КоАП РФ.
Минфин России в Письме от 22.04.2020 № 03-01-10/32570 разъяснил, что физическое лицо – резидент исходя из предполагаемого количества дней, которое оно будет находиться за пределами территории России, в течение календарного года самостоятельно принимает решение о порядке осуществления валютных операций и исполнении (неисполнении) обязанностей по представлению в налоговые органы уведомлений об открытии счетов (вкладов) в иностранных банках и отчетов о движении средств по ним.
Вопросы спорные. Повторимся, конкретных ответов на них пока нет.
6. Если гражданин России имеет счет в иностранном банке, расположенном на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
В разделе 3 настоящей статьи мы уже упомянули, что начиная с отчетного 2020 года граждане не должны представлять отчет по счету в иностранном банке в случае, если такой иностранный банк расположен на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (списанных с указанного счета) за отчетный год, не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., либо остаток денежных средств на указанном счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб., – если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет не осуществлялось (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
Но для счетов граждан в таких иностранных банках Закон № 173-ФЗ предусматривает и еще одно очень существенное послабление: на них могут быть зачислены без ограничений любые денежные средства, получаемые от нерезидентов (ч. 5.2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Т.е., имея счет в таком иностранном банке, гражданин может не задумываться над тем, какие доходные операции от нерезидентов допустимо зачислять на этот счет, – любые доходные операции от нерезидентов разрешены.
Государствами – членами ЕАЭС в настоящее время, помимо России, являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Армения (см.: Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018)).
Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, в соответствии с п. 1 ст. 142.3 НК РФ, ч. 10 ст. 12 Закона № 173-ФЗ утвержден ФНС России (Приказ ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@). Перечень достаточно обширный (77 государств и 12 территорий), но многие «популярные» у российских граждан государства в Перечне на настоящий момент отсутствуют (например, США и Великобритания).
7. Когда гражданин России может совершить операцию с иностранной валютой, минуя счет в банке?
Закон № 173-ФЗ по общему правилу требует, чтобы разрешенные валютные операции совершались гражданами через счета в российских банках; в строго ограниченных случаях допустимо совершать разрешенные валютные операции через счета в иностранных банках (ч. 4-6.1 ст. 12, ч. 3, 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). Но есть ряд валютных операций, которые Закон № 173-ФЗ разрешает совершать гражданам, минуя счета в банках.
Также допускается перевод гражданином из России и получение в России гражданином перевода в иностранной валюте без открытия банковских счетов (через различные платежные системы) (п. 5 ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). Но такой перевод из России не должен превышать в течение одного операционного дня 5 000 долларов США или эквивалентную сумму в иной валюте (Указание Банка России от 30.03.2004 № 1412-У).
Если гражданин выполняет трудовые обязанности за пределами России, то он может получить соответствующие выплаты в наличной иностранной валюте от юридического лица – резидента (работодателя) (п. 8 ч. 3 ст. 14, ч. 6.1 ст. 12, п. 26 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).
Гражданин может без ограничений ввезти наличную иностранную и российскую валюту в Россию или вывезти ее из России (ст. 15 Закона № 173-ФЗ), при соблюдении в некоторых случаях таможенных формальностей (пп. 7 п. 1 ст. 260, пп. 9 п. 1 ст. 261 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 № 130 «О представлении документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»). Легально вывезя наличную валюту с территории России, гражданин вправе ее свободно использовать за пределами России в законных целях, например для совершения валютных операций с нерезидентами (такой вывод следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.06.2006 № 1644/06 по делу № А06-3059у/3-23/05).
Закон № 173-ФЗ предусматривает и другие валютные операции, которые гражданин России вправе совершать, минуя счета в банках. Но перечень таких операций ограничен под угрозой строгой административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в виде штрафа в размере до полной суммы операции).
8. Если гражданин не уведомил о счете в иностранном банке и (или) не отчитался по нему, влияет ли это на законность операций по счету?
Закон № 173-ФЗ не ставит законность операции по счету резидента в иностранном банке в зависимость от того, уведомил ли резидент налоговый орган о таком счете и отчитался ли он по нему.
Но ФНС России в Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523@ высказала революционную позицию: валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым физическими лицами – резидентами в налоговые органы не представлены уведомления и отчеты, являются незаконными валютными операциями (т.е. даже если такие операции Законом № 173-ФЗ изначально отнесены к числу разрешенных).
При этом, напомним, ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Полагаем, не нужно долго объяснять, что такой подход ФНС России влечет совершенно иные последствия: сперва заплати штраф за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему (ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ), а затем отдай еще в виде штрафа от трех четвертей до полного размера валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Но вышеизложенная позиция ФНС России противоречит буквальному толкованию Закона № 173-ФЗ.
Валютная операция может либо соответствовать валютному законодательству (Закону № 173-ФЗ) и, таким образом, являться законной, либо нарушать какие-либо установленные валютным законодательством требования и (или) запреты, что позволяет отнести ее к числу незаконных.
Кроме того, обратим внимание, такие «сокрытые» счета в иностранных банках сами по себе также не становятся автоматически незаконными, запрещенными или каким-либо иным образом «дефектными» для целей валютного законодательства (подобная квалификация, вероятно, была бы возможна только в том случае, если бы валютное законодательство предусматривало разрешительный порядок открытия счета в иностранном банке и (или) разрешительный порядок владения им, но ничего подобного не установлено).
Таким образом, неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему сами по себе никоим образом не влияют на законность проводимых с использованием этого счета валютных операций.
В этой части изложенная в Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523@ позиция ФНС России является неким «додумыванием» валютного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, что, безусловно, недопустимо.
Такое «додумывание» при применении КоАП РФ, в частности, нарушает неоднократно подтвержденное Конституционным Судом РФ требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы – в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, – каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 № 1570-О-О, от 16.07.2013 № 1076-О, от 17.07.2014 № 1651-О). Из некоторых решений Конституционного Суда РФ (см., например: Постановление от 23.09.2014 № 24-П, Определение от 29.01.2015 № 185-О) следует также, что требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм предполагает доступность административно-правового запрета для восприятия и его понятность субъектам соответствующих правоотношений.
На основании изложенного, вышеприведенная позиция ФНС России не может быть признана обоснованной.
Кроме того, отметим, что в более позднем Письме от 05.09.2017 № ОА-3-17/5973@ ФНС России скорректировала свою позицию: за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему следует наказание по соответствующим частям ст. 15.25 КоАП РФ. Также это дает налоговому органу повод для проверки операций по счету на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства. И только при выявлении среди них незаконных/запрещенных операций следует ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Т.е. в этом более позднем Письме ФНС России уже признает, что незаконность/запрещенность операции нужно устанавливать и доказывать отдельно.
9. В качестве заключения
При этом, следует отметить, положения валютного законодательства весьма сложны для восприятия и понимания.
Поэтому счет (вклад) в иностранном банке требует от гражданина тщательной и глубокой оценки действий и операций.
В настоящей статье мы постарались рассмотреть основные аспекты, связанные с владением гражданином России счетом (вкладом) в иностранном банке. Надеемся, материал статьи поможет найти ответы на возникающие по этой теме вопросы.
1 Далее для удобства восприятия информации, говоря о счетах в иностранных банках, будем охватывать и вклады в таких банках, поскольку в контексте темы настоящей статьи регулирование соответствующих обязанностей, запретов и ограничений для счетов и вкладов в иностранных банках идентично.
2 На наш взгляд, данный критерий сформулирован законодателем не вполне конкретно, но, полагаем, установленный суммовой порог (600 000 руб. или сумма в иностранной валюте, эквивалентная 600 000 руб.) определяется отдельно по зачисленным средствам и списанным средствам (т.е. зачисленные средства и списанные средства для этих целей не суммируются). Такой вариант толкования более выгоден для резидентов. Здесь следует учитывать, что согласно ч. 6 ст. 4 Закона № 173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
0 Comments:
Отправить комментарий